День четвертый

30.06.2001 - Суббота

Какая-то путаница с датами – записывать сажусь обычно уже ночью, а по сложившейся традиции следующий день у меня наступает только утром.

Сегодня совершил первую ночную вылазку и вернулся минут десять назад. А на часах уже 01:30. Начинаю понемногу обживаться. Сегодня третий день пребывания в Японии. Все уже не кажется таким сложным и запутанным как в первые дни. С японцами общий язык нахожу уже гораздо легче. Сейчас целенаправленно бродил по городу в поисках телефонной карточки. Поиски увенчались полным и бесповоротным успехом. В смысле карточка была приобретена в первом же магазине.

Ночной Саппоро В вопросах сервиса в торговле Япония – просто рай для покупателя. Существенным недостатком для иностранца,  впервые попавшего в японский магазин, является лишь то, что подавляющее большинство товаров не знакомые. Причем упаковка по внешнему виду тоже мало информативна. Если есть минимальные базовые знания языка, как это было в моем случае, то, вчитавшись в надпись на упаковке, можно хотя бы приблизительно определить принадлежность товара. Хотя пару раз всё же случались курьезы. Так, в одном из супермаркетов в Саппоро я долго пытался объяснить молодой продавщице, что мне нужны салфетки. А она в ответ предлагала мне рулон, назначение которого не оставляло сомнений. И лишь потом оказалось, что есть такая разновидность салфеток в виде рулона с перфорацией. Или в Токио,  в продуктовом магазине среди нагромождений молочной продукции я пытался выбрать йогурт. После долгих поисков и многократных консультаций с продавцом я купил пакет, который после вскрытия оказался каким-то перебродившим кефиром.

Остаток вечерней прогулки я потратил на изучение дзидохамбайки. Это автоматы, в которых продается всякая мелочь, типа сигарет, напитков, тех же телефонных карточек. Самое интересное, что не все  автоматы одинаковы. В одних – всё по 120 иен, метров через тридцать – по 100 и даже по 50. Отличается соответственно и качество.

Японцы и Природа Я достаточно много прочитал всего о Японии, о её культуре и обычаях. Теперь есть возможность воочию убедиться в правоте написанного.

«Японцы и Природа». Даже в центре города, в своих небольших домиках каждая уважающая себя семья стремится создать свой кусочек природы. Они умудряются втиснуть в полуметровый зазор между домом и забором настоящий сад со всеми традиционными атрибутами. Очень много всяких причудливых деревьев в половину человеческого роста, камней странной формы. И домики сами по себе бывают очень своеобразными. Можно идти по городу и фотографировать буквально все дома подряд, в каждом есть своя изюминка.

Типичный приусадебный садик Саппоро – очень даже миленький город. И хоть мы прожили здесь пока всего три дня и даже не побывали толком в центре, он мне определенно нравится. Все кругом чистенько, дома красивые, насаждения все ухоженные. Самое главное – чистый воздух. И хотя чувствуется  близость моря, все же душновато.

Отдельного упоминания заслуживают автомобили. Сразу после приезда в страну мы попали в поток совершенно неизвестных машин. Какие-то  совершенно незнакомые лейблы на капотах. И только зайдя сзади можно прочитать на багажнике TOYOTA или NISSAN. Эти концерны и являются одними из основных производителей транспортных средств в Японии. Я ни разу не видел на японских улицах, например, Мазду. Такие известные у нас марки как Хонда или даже Мицубиси тоже не самые частые гости. Зато Ниссан с Тойотой выпускают просто огромную по численности модельную линейку – от квадратных и высоких малолитражек, чем-то напоминающих ларьки на колесах, до автомобилей представительского класса.

В Саппоро я видел множество автосалонов по продаже подержанных автомобилей. На продажу выставляются в основном японские модели, процент иностранных невысок. Вообще, на улицах Саппоро авто неяпонского происхождения я встречал всего раз пять. В Токио их значительно больше. Как, впрочем, и самих иностранцев.

Где-то в центре Саппоро Один из сложившихся у нас стереотипов гласит, что места, дескать, у японцев мало и ездят поэтому они на крошечных машинках. А ни хрена подобного. Много разных огромных лимузинов, некоторые сродни американским рыдванам а-ля 60-е. Зато все автомобили независимо от класса чистенькие и ухоженные, внутри напичканные всякой электроникой и прочими прибамбасами, предназначение которых весьма неопределенно. Ездят все небыстро и аккуратно. У них даже кампания какая-то ведется за безопасность на дорогах. Дороги просто в идеальном состоянии, гладкие, словно зеркало. На них, наверно, бельё гладить можно.  Пешеходный тротуар может быть местами выщерблен, но проезжая часть всегда в идеале. Дорожная  разметка, знаки, надписи и предупреждения дотошны и жестко регламентируют поведение на дороге. Однако несмотря на отличные машины и  качество дорог ездят все медленно. Выезжали мы как-то за город (возили нас немного по Хоккайдо) на нескольких машинах. Кортеж двигался со средней скоростью … 60 км/ч. И это по трассе и в таких условиях!!! Нашим бы водителям антикрылья пришлось монтировать, чтобы не взлететь.

Да и правила дорожного движения японцы соблюдают неукоснительно. Мне не раз приходилось наблюдать картину, как поздно ночью японец стоит на переходе и ждет, пока зажжется зеленый, хотя машин уже не может быть по определению. Зато такое соблюдение правил дает возможность чувствовать себя на дороге уверенно и водителям, и пешеходам. Последние в почете – водители всегда очень вежливо пропускают пешеходов. На ум приходит нехорошее сравнение – водители наших маршруток кажутся просто демоническими персонажами японского фольклора.

Мохнатый пассажир Еще одна интересная деталь, которую начинаешь подмечать через несколько дней – на улицах практически нет животных.  Изредка пробежит японец, выгуливающий домашнюю собачку. О бездомных животных молчу совсем – не видел ни разу.